Главная  /  Пресс-центр  /  Статьи  /  Теория боевых искусств

Теория боевых искусств

 Из книги Кендзи Томики "Будорон" 
("Теория боевых искусств"), Токио, 2000г.

tomiki 1

Процесс обучения в традиционных боевых искусствах можно разделить на три стадии: "Сю", "Ха", "Ри".

На стадии "Сю" ученик сосредотачивает все силы на многократном повторении традиционных "форм" — ката. 

Необходимо строго придерживаться формы, не упуская из виду ни одной детали и не допуская произвольных отклонений.

Благодаря усердной практике ката первоначально формируются правильные индивидуальные особенности ученика. Затем эта индивидуальность естественно и неизбежно разрывает форму и выходит наружу. Это уже следующая стадия — "Ха". Далее наступает последняя стадия — "Ри", когда в процесс обучения активно включается духовное начало. Достигается неограниченная свобода и универсальность движений. На этой стадии при отрыве от формы — форма не рушится. Можно сказать, что, изучив форму, мы преодолеваем ее, но при этом, как говорит пословица: "Если войдешь через правило, от правила не отступишь".

Возникновение ката происходило следующим образом: благодаря многократному повторению удачные приемы закреплялись в определенной форме, становились традицией и, впоследствии, образцом для младших учеников. С помощью ката показывают порядок, масштаб и скорость движений в приеме, обучают ритмичности и распределению силы. Благодаря этому физическая сила обучающегося приобретает техническое оформление.

Техника боевых искусств требует единения всех душевных сил. Место обитания этих сил — точка "сэйка тандэн" (точка в нижней части живота, считается средоточием силы, здоровья, храбрости — прим.ред.), а в физическом смысле — центр тяжести тела. Сохранять силу означает сохранять центр тяжести; внешне это выражается в соблюдении правильной позы. Но ката заключается не только в соблюдении этих условий, это еще и наиболее типичная техника, выкристаллизовавшаяся из множества приемов, чистая, абсолютная форма.

Изучить ката означает не просто изучить форму движений, необходимо еще и наполнить ее силой. Сила приходит благодаря постоянному повторению ката. Ката, доведенная до совершенства и исполненная силы, благородна и прекрасна. Ее красота — это не красота видимая, присущая танцу или театральному представлению, это единство красоты и пользы, красоты и силы. 

Ката представляет собой квинтэссенцию техники, сформированную из опыта и приемов множества предшественников. Поэтому ученик должен терпеливо практиковать ката и через эту форму изучить и воспринять дух техники. Такой подход к тренировке является важной особенностью японских будо.

Осознание ценности всех традиционных форм — искусства каллиграфии, гравюры, танца, театра Кабуки и Но, икэбаны, чайной церемонии — и усердное изучение ката являются отличительными чертами тренировок в японских будо. Вся красота, заключенная в этих традиционных искусствах Японии, — простота, чистота, сокровенная глубина, саби (прелесть старины, изящная простота — прим.ред.), благородство, утонченность, — рождается из уважительного и бережного отношения к форме. Таким образом, отличительные черты будо как искусства нужно искать именно в этом уважении к форме. 

Однако, в отличие от других искусств, в самой природе техники будо заключена идея угрозы жизни, идея опасности. К тому же, в процессе обучения, стремясь разрушить форму и действовать свободно и творчески, ученику необходимо объективно оценить свои силы, проверив их на противнике. Немало человеческих жизней было принесено в жертву этой необходимости.   . tomik 2

Известные древние мастера — основатели школ кэндзюцу и дзюдзюцу, рисковали жизнью именно в силу этой необходимости. Даже в эпоху Эдо (1603-1867гг. — прим.ред.), когда было запрещено бессмысленно подвергать опасности чужую жизнь, нападения на прохожих на улице, с мечом или голыми руками, чтобы проверить свои силы, не прекращались как раз по этой причине.

Именно для того, чтобы, не создавая опасности для жизни и здоровья ученика, все-таки практиковать свободную технику и объективно оценивать себя и свои силы, во второй половине эпохи Эдо было изобретено искусство бокуто кэндзюцу (кэндзюцу с деревянным мечом — прим.ред.) и мидарэгэйко (свободная техника — прим.ред.) в дзюдзюцу. Однако, хотя эти методы и стали одним из способов тренировки, в центре обучения боевым искусствам всегда оставались ката.

Перевод с японского Е.Щукиной